№ 159

1911 г. мая 13.— Сообщение старшего фабричного инспектора Харьковской  губернии  губернатору о среднем поденном заработке рабочих ХПЗ с 1899 по 1911 год

В дополнение к донесению моему от 21 апреля сего года за № 826 имею честь сообщить вашему превосходительству, что ход изменения среднего поденного заработка рабочих на ХПЗ по годам представлен в следующей таблице:

Годы

Средний поденный заработок в коп. 1

Число рабочих

1899—1900

1,62

3322

1900—1901

1,66

3491

1901—1902

1,65

3425

1902—1903

1,57

3112

1903—1904

1,71

2448

1904—1905

1,84

2493

1905—1906

2,22

2488

1906—1907

2,25

2229

1907—1908

2,30

2153

1908—1903

2,12

1777

1909—1910

2,05

1486

С 1 июля 1910 г. по 1 апреля 1911 г.

 

1,72

 

1600

 

Повышение заработка, наблюдавшееся с 1905 года, объясняется увеличением расценки в этом году (приблизительно на 10%) и установлением платы за сверхурочные работы на 50% выше нормальной. С конца 1908 года плата за сверхурочные работы понижена и составляет превышение над нормальной приблизительно в 20%. В два приема в 1908 г. и 1909 г. расценка понижена таким образом, что стоимость рабочей силы на 1 паровоз упала с 9500 руб. до 6500 руб.

На понижение заработка в последнее время оказывает влияние и уменьшение количества заказов на паровозы. В настоящее время названный завод расширяет производство земледельческих машин (плуги, жнейки-лобогрейки, сеялки рядовые), в котором ныне занято 102 рабочих. Предполагается также изготовлять двигатели внутреннего сгорания.

Старший фабричный  инспектор

Харьковской  губернии   (подпись)

Делопроизводитель (подпись)

ГАХО, ф. 3, оп. 287, д. 3282, л. 16. Подлинник.

 

1 Так в документе. Очевидно, ошибочно вместо руб.