№ 159
1911 г. мая 13.— Сообщение старшего фабричного инспектора Харьковской губернии губернатору о среднем поденном заработке рабочих ХПЗ с 1899 по 1911 год
В дополнение к донесению моему от 21 апреля сего года за № 826 имею
честь сообщить вашему превосходительству, что ход изменения среднего поденного
заработка рабочих на ХПЗ по годам представлен в следующей таблице:
Годы |
Средний поденный заработок в коп. 1 |
Число рабочих |
1899—1900 |
1,62 |
3322 |
1900—1901 |
1,66 |
3491 |
1901—1902 |
1,65 |
3425 |
1902—1903 |
1,57 |
3112 |
1903—1904 |
1,71 |
2448 |
1904—1905 |
1,84 |
2493 |
1905—1906 |
2,22 |
2488 |
1906—1907 |
2,25 |
2229 |
1907—1908 |
2,30 |
2153 |
1908—1903 |
2,12 |
1777 |
1909—1910 |
2,05 |
1486 |
С 1 июля 1910 г. по 1 апреля 1911 г. |
1,72 |
1600 |
Повышение заработка, наблюдавшееся с 1905 года, объясняется увеличением расценки в этом году (приблизительно на 10%) и установлением платы за сверхурочные работы на 50% выше нормальной. С конца 1908 года плата за сверхурочные работы понижена и составляет превышение над нормальной приблизительно в 20%. В два приема в 1908 г. и 1909 г. расценка понижена таким образом, что стоимость рабочей силы на 1 паровоз упала с 9500 руб. до 6500 руб.
На понижение заработка в последнее время оказывает влияние и уменьшение
количества заказов на паровозы. В настоящее время названный завод расширяет
производство земледельческих машин (плуги, жнейки-лобогрейки, сеялки рядовые),
в котором ныне занято 102 рабочих. Предполагается также изготовлять двигатели
внутреннего сгорания.
Старший фабричный
инспектор
Харьковской
губернии (подпись)
Делопроизводитель (подпись)
ГАХО, ф. 3, оп. 287, д. 3282, л. 16. Подлинник.
1
Так в документе. Очевидно, ошибочно вместо руб.